Беседа с полковником Сергеем Поляковым – вице-президентом Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Московская школа № 1392 в Ватутинках названа в честь Дмитрия Рябинкина – героя, погибшего при освобождении заложников в городе Буденновске. Террористы во главе с Шамилем Басаевым 14 июня 1995 года захватили административные здания УВД и городскую больницу. Среди заложников было много детей, стариков, рожениц. Прошло уже 20 лет со дня трагедии. Мы чтим память героев, погибших за родину, за мирное небо над головой. На таких личностей равняются, их помнят, любят, о них скорбят. В честь доблестного подвига Дмитрия Рябинкина в школе торжественно открылся марафон среди учащихся. Дети возлагали цветы к мемориалу, внимательно слушали специально приглашенного гостя – одного из участников той операции полковника – вице-президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», человека, прошедшего через многие испытания и не только не утратившего веру в Бога, но и укрепившего ее.
О непростых подвигах простых ребят, о молодом поколении, нелегком процессе воспитания, конфликте отцов и детей – беседа с полковником.
– Сергей Андреевич, я не смогла сдержать слез, слушая ваш рассказ о том, что пришлось пережить бойцам и заложникам в этой операции. У ребят в зале горели глаза, и даже самые непоседливые стали вести себя тише: им хотелось больше узнать о такой нелегкой, но благородной профессии – Родину защищать. Чему необходимо поучиться современному молодому поколению у Димы Рябинкина и его коллег?
– Пример Димы говорит о том, как должен молодой человек защищать свое Отечество. Дмитрий мужественно взял огонь бандитов на себя, прикрыл своих товарищей, спас не только их жизни, но и захваченных людей. Вместе с ним в ходе операции погибли Дмитрий Бурдяев и Владимир Соловов. Было освобождено около 2 тысяч заложников.
Ничто не происходит без помощи Божией и Его святых. Нет сомнений в том, что святой благоверный князь Михаил Тверской своим ходатайством перед Господом помог спасти людей.
– Почему?
– Дело в том, что в XIV веке на месте будущих трагических событий произошел необычайный случай. Когда мощи святого благоверного князя Михаила Тверского перевозили из Орды в Тверь, по пути сделали остановку, и той же ночью от святыни стало исходить яркое сияние. Конечно, это чудо не могло быть не замеченным. Позже на том месте был построен монастырь, и до революции Буденновск носил имя города Креста Господня. Из кирпича этого монастыря и была построена захваченная больница.
И вновь мы наблюдаем пересечение веков: теперь в городе, который когда-то был так назван, стоит крест святому Михаилу Тверскому и майору Владимиру Соловову. На здании больницы установлена памятная доска Дмитрию Бурдяеву, а на территории детской площадки – памятный камень Дмитрию Рябинкину. Они исполнили заповедь Господа нашего Иисуса Христа – отдали жизнь за други своя. Во время боя лежали на земле цепочкой на расстоянии 25 метров под свистом пуль. Заметив огневую пулеметную точку, Дима поднялся, чтобы снять бандита с колена. Он понимал, что попадает в зону поражения снайпера. Так и был убит.
– Есть ли место подвигу в наши дни?
– В нашей жизни ничего не изменилось с того времени, кроме средств коммуникации, только борьба за душу обострилась. Что касается бесстрашных свершений то, можно привести немало примеров. В Беслане солдаты своими телами закрывали гранаты, исключая всякую опасность для находившихся рядом. К этому надо прийти. Почему в западных армиях нет массового подвига? Потому что их к этому не готовят. Они наемники, а наемник никогда не будет защищать Отечество до последней капли крови. Для него служба в армии – это просто бизнес. Тем более не будет погибать за веру, как это сделал воин Евгений Родионов – рядовой Пограничных войск РФ. Многие наши ребята готовы последовать его примеру.
Евгений Родионов
Женя звезд с неба не хватал, учился средне. Но бабушка водила его в храм на Литургии. Этого духовного заряда хватило, чтобы совершить героический поступок и стать примером для тысяч ребят, которые служат в вооруженных силах, готовятся к защите Родины. В Чечне он провел в плену около 100 дней, подвергаясь жестоким пыткам. Перед ним стоял выбор: сохранить свою веру, честь, исполнить долг перед Родиной, перед мамой, перед своими товарищами или снять крест и стать предателем. Воин Христов Евгений не захотел расставаться с православной верой, остался верен Родине и отправился на Небеса – в 1996 году 23 мая, на Вознесение Господне, в день своего рождения, принял мученическую смерть: был обезглавлен.
Еще один пример. В одном из лагерей чеченских боевиков 40 пленных солдат, как некогда Севастийских мучеников, построили в шеренгу и сказали приблизительно то же, что и Евгению: хотите сохранить себе жизнь – принимайте мусульманство, берите оружие в руки, вступайте в наши ряды. И как вы думаете, сколько согласились? Всего двое. Потом предателей судили. Но намного страшнее суда человеческого – суд Божий.
– Вы сами участвовали во многих операциях, долгие годы служили в спецподразделении антитеррора «Альфа». По вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, который пойдет по такому пути, и в каком духе необходимо воспитывать юношей, чтобы они выросли такими, как Дима, – Людьми с большой буквы?
– После Бога полюби ближнего, как самого себя. Если не любишь людей, не помогаешь им, то как защищать человека? В первую очередь – духовное начало, физическая подготовка и на практике проявление волевых качеств. Одно дело – сделать замечание мальчишке, а другое – спасти девушку от нападения бандитов.
Недавно прочитал книгу схиигумена Иоанна «Письма Валаамского старца». Меня поразила мысль о том, что без веры человек не может совершить подвиг. В ходе работы над собой – молитвы, общения с духовником – формируются необходимые качества. Могу привести немало примеров, когда в воинских коллективах приходят к Богу и воцерковляются. Недавно прошла встреча патриарха Кирилла с детьми погибших сотрудников как из подразделения «Альфа», так и из других силовых структур. Так что с подрастающим поколением работаем, стараемся привить им главные ценности.
– Когда и при каких обстоятельствах вы обнаружили заветную дорогу к Богу, в храм? Когда пришло понимание, что без Господа ничего невозможно?
– От рождения и до сегодняшнего дня меня не сопровождали богоборческие явления. Не могу даже и предположить, как это прошло мимо, не коснувшись. Тогда я не знал, что наша начальная школа была в храме. Зато теперь понимаю, почему не покидало чувство благодати от присутствия в ней.
Дед у меня погиб на фронте, бабушка второй раз замуж не вышла. Была верующим человеком и нас в таком же духе воспитывала. Люди в те годы были верующими настолько, что благодарили Господа за всё. А в Сибири власти тогда не церемонились с храмами, все разрушали.
Окончательное понимание христианской веры пришло в 1995 году. Тогда же и крестился. Когда своими глазами увидишь захват заложников, понимаешь: без помощи Божией, без наших небесных защитников спасения произойти не может.
Укрепиться в вере мне и моим коллегам помогла поездка в Иерусалим в 2000 году. Группа наших сотрудников обеспечивала безопасность патриарха Алексия II. Праздновалось 2000-летие Рождества Христова. В этот день впервые за две тысячи лет собрались православные иерархи, руководители стран, в которых традиционно исповедуется Православие.
Многие наши коллеги воцерковились, стали глубоко верующими людьми. С Божией помощью стали руководителями, героями нашей страны.
– Только почему-то в жизни получается так, что мы обращаемся к Богу, как правило, тогда, когда нам тяжело.
– Господь и говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Вот и приходим через испытания и скорби. Особенно в последнее время. Хорошо, когда родители готовят детей к встрече с возможными трудностями.
– На ваш взгляд, что дает воспитание по-христиански? И почему так часто даже в православных семьях возникает «конфликт отцов и детей»?
– Проблема возникает там, где отсутствует Господь, в том числе и в семейных отношениях. Если человек воспитан в духе Православия, знает о пятой заповеди, тогда особых сложностей не возникает. Хотя трения возможны, потому что мы, родители, из другого поколения. С осторожностью относимся к современным гаджетам, не понимаем, как можно часами «общаться» только с компьютером.
Было проведено исследование, принцип которого заключался в следующем: брали семьи, где отец верующий, а мать не очень, и наоборот. Результаты показали: в семье, где папа православный, 75% детей идут по жизни правильным путем, а где мама – только 25%. Нельзя забывать о том, что семья – это прообраз Церкви Христовой. Поэтому родителям необходимо сначала подготовить себя.
Матушка Нимфодора – старица, которая живет на острове Корфу, – отвечая на вопросы прихожан о том, как наставить уже взрослых чад на путь истинный, сказала: «Оставьте своих деток Господу, они теперь Божии. Ваше дело быть примером и молиться о них. Господь услышит, что нужно для спасения».
– И никаких наставлений, указаний, советов?
– Советы должны быть. Но насильно, вопреки воле детей, не получится наставить. Таких примеров много. Мой крестник родился в день преподобного Сергия и зовут его Сергием; крестный тоже Сергий. В храм с нами ходил, а потом – полное неприятие и отрицание. Родители предъявляли к нему жесткие требования: к молитве, к выполнению послушаний. И он совсем перестал ходить в церковь. Другой пример: молодой человек алтарничал в Богоявленском монастыре долгое время, потом поступил в институт и бросил храм. Только через несколько лет, когда посетили его скорби, Господь вернул его в храм.
Слова матушки Нимфодоры я постарался пропустить через себя. В общении с двумя взрослыми дочерьми всегда руководствуюсь советом старицы. Как вы знаете, неофиты – недавно воцерковившиеся люди – готовы всех сразу же в Царствие Небесное направить. Все через это проходили. Но с детьми нужно действовать аккуратно. Главное – личный пример. Неслучайно, когда родители разводятся, ребенок получает психологическую травму на всю жизнь. Отец, живущий на две семьи, сможет ли верно воспитать своего сына? Что из этого выйдет?
Детям важно прислушиваться в первую очередь к духовникам, старцам. А отцам и матерям важно идти по той дороге, которую указал священник. Когда взрослые сами не воцерковлены, то что говорить о правильном воспитании.
– А как же влияние школы?
– Оно строится на положительных примерах, по-другому и быть не может. У нас 13 подшефных школ. Как правило, инициатива о присвоении имен бойцов группы антитеррора «Альфа» исходит от самих учебных заведений. Мы чувствуем ответственность перед людьми, которые доверились нам, ведем совместную работу. Татьяна Ивановна Попова – директор школы имени Виктора Воронцова в городе Воронеже – рассказывала, что раньше начинала работу с разбора проступков детей. После присвоения школе имени Виктора Воронцова она считается лучшей в городе. Теперь, когда учебные заведения носят имена героев, можно ощутить незримое духовное начало – появилась направленность на благие дела: защиту Отечества, воспитание в таком же духе подрастающего поколения. Представлен конкретный пример доблестного деяния, есть на кого равняться. Когда понимаешь смысл жизни, следуешь тому, о чем говорят духовник, родители, тогда необходимые качества начинают формироваться.
– Вас тронула мысль о том, что без веры подвига не будет. Героизм – это своего рода чудо, что-то находящееся выше простого человеческого существа. Вы были участником и свидетелем многих подобных ситуаций. Есть хорошее выражение: в окопах атеистов не бывает. Так ли это на самом деле?
– На момент событий в я был зам. начальника управления. Когда трагедия произошла, я находился в отпуске, в поселке Пехлец Рязанской области, в школе имени Владимира Соловова, на первосентябрьской линейке. Начальник управления знал, что я человек верующий, попросил помолиться о ребятах, выполняющих нелегкую задачу по освобождению заложников. Я также был на связи с женами сотрудников. Одна супруга сердцем чувствовала, что муж находится в смертельной опасности, она без конца спрашивала, жив ли ее супруг. Я сказал, что нужно молиться за него. Тем временем воин Валерий и его коллеги целый день работали по уничтожению террористов, которые захватили школу, и к вечеру при смене боевой задачи сотрудник, наблюдавший за безопасностью, замешкался. Из мрака и пыли вышел чеченский террорист, дал очередь. Три сотрудника получили ранения, а Валерия пули миновали, хотя террорист стрелял именно в него. Молитвы жены Богом были услышаны. Мольбы к Господу, возносимые за наших воинов, многих спасли – они смогли выполнить задачу. Погибло десять человек: три из нашего подразделения и семь – из «Вымпела». Трое погибших оказались в этой операции волей судьбы. Александр Перов находился на сессии в Академии ФСБ; Вячеслав Маляров написал раппорт о переходе в другое подразделение, не должен был ехать; Олег Лоськов находился на курсах начальной подготовки сотрудников, его только зачислили. С учетом того, что Олег пришел из отряда спецназа «Витязь», приняли решение снять его со сборов и направить на эту операцию. Так получилось, что я их провожал, с каждым у меня был небольшой разговор.
– Вы поддерживаете связь с семьями погибших сотрудников?
– Конечно! У нас сплоченный коллектив, между собой все общаются. Проводим мероприятия: и официальные – к 8 марта, ко Дню подразделения, на День сотрудника госбезопасности и к Новому году, – и неофициальные: в месяц у нас по пять выходов в театр, на выставки и т.д. Предоставляем первую социальную помощь, помогаем детям при поступлении в вузы.
– Это такая боль – пережить своих сыновей, потерять мужей… Не могу себе представить, как с этим можно дальше жить.
– Эта ситуация воцерковила многих, но боль всё равно не проходит и, наверное, не пройдет никогда. Я заметил такую тенденцию: кто-то погибает в катастрофе, из-за несчастного случая или от распущенности – зеленого змия, наркотиков, но почему-то именно гибель за Родину накладывает неизгладимый отпечаток на жизнь семьи. У матерей погибших эта рана не заживает. Не могу объяснить, с чем это связано. Усопшие из военных семей, близкие которых привыкли к разным ситуациям. Что происходит, почему у родителей боль становится всё больше из года в год? Может быть, это мы бередим – проводим разные мероприятия, связанные со светлой памятью их сыновей. Недавно одна мама просто не выдержала на очередной встрече – подскочило давление, она даже не смогла до конца досмотреть торжественную часть марафона в школе.
– На сегодняшнем мероприятии было сложно не только близким. И школьники прочувствовали серьезность момента, у многих на глазах были слезы…
– Школьники находятся на самом начальном этапе погружения и понимания ситуации. Впереди детей ждет увлекательная программа марафона: участие в конкурсах, викторины. Но самый главный урок – вырасти мужественными людьми, способными, если понадобится, спасти Родину от врага.
– В понимании многих детей герой – это супермен, обладающий необыкновенными способностями. А как дело обстоит не на экране, а в жизни? Вы близко знали защитников нашего Отечества. Какими они были?
– Я думаю, что они были выше суперменов. Мы же знаем, что супермен – это выдуманный образ. В Америке таких нет. Что касается наших ребят, то мы их готовим профессионалами своего дела.
– Сергей Андреевич, раз мы заговорили про подготовку, то как она проходит?
– В нашу группу мы берем офицерский состав, ребят, которые уже имеют высшее военное образование. Существуют базовые училища: Рязанское воздушно-десантное, пограничное Московское, Бабушкинское, Голицынское. Берем практически из всех силовых структур, с определенной специализацией – например, снайперское дело, специалистов по минно-взрывным устройствам, при этом базовая физическая подготовка должна быть выше среднего уровня. Освобождение заложников, как правило, проходит в ближнем бою. Навыки единоборств, специальная подготовка, когда оружием пользоваться невозможно, помогут справиться с террористами. Тактика ведения стратегии антитеррора достигла высокого уровня. Опыт обширный – с 1994 года в Чечне.
И сейчас наши ребята продолжают выполнять специальные задачи по борьбе с международным терроризмом. Информация об обезвреживании террористов поступает постоянно. Главарей практически всех уничтожили, но база пока остается. Западные спецслужбы постоянно их поддерживают, подкармливают. Почему Владимир Владимирович Путин принял решение противодействовать ИГИЛ? Потому что, если мы ИГИЛ там не уничтожим, они придут к нам.
– Сергей Андреевич, в заключение нашей беседы что бы вы пожелали юным читателям?
– Пожелание одно – любить свою Родину, гордиться своими товарищами, суметь достичь важной цели и покорить вершины!