Виновна ли каждая конкретная капля в потопе? Сергей Худиев – о парадоксальной способности людей совмещать в своем сознании христианство и ненависть.
Несколько лет назад мне доводилось говорить по радио о заповеди «любите врагов ваших» и объяснять, что она может привести христианина к конфликту с его окружением. Сегодня разговор потерял свою отвлеченность, мы все оказываемся между верностью заповеди и верностью племени.Легко было привести примеры конфликтов – в бывшей Югославии или на Кавказе – когда не то что любовь, а просто отсутствие надлежащей громкости зубовного скрежета в адрес врагов могли навлечь на человека обвинения в предательстве.
Киевский иеромонах Мелхиседек – один из тех троих монахов, которые в свое время стояли между враждующими сторонами на Майдане – стал объектом яростных нападок из-за того, что призывает паству (и всех, кто готов его слушать) уклоняться от участия в кровопролитии. Как пишет один религиозный ресурс, «Священник УПЦ призывает украинцев к дезертирству, ссылаясь на заповедь «Не убей».
В живом обсуждении, которое вызвала эта публикация, еще раз обнаружилась парадоксальная вещь – патриоты обеих сторон уверены, что достойно и праведно, должно и спасительно убивать неприятелей, а ссылаться на заповедь Божию, чтобы уклоняться от этого занятия, неправильно. Христианство – не толстовство. Нечего тут дезертировать.
Правда, все это пишется отнюдь не из окопов, и в окопы никто из собеседников не собирается, предпочитая проявлять свою неукротимую воинственность исключительно в интернете; но не будем придираться, лучше рассмотрим аргументацию по существу.
Люди говорят, что долг христианина – защитить людей от злодеев, если надо – с оружием в руках. В этом они полностью согласны, а расходятся только в том, кто именно злодеи – «бандерофашисты» или «путинские террористы». Но все уверены, что защитить от них мирных жителей – долг, от которого нельзя уклоняться.
Пример этого показывают множество христианских святых — Пересвет, Ослябя, князь Александр Невский и (для некоторых) Жанна д’Арк.
В социальных сетях помещают фотографии убитых гражданских лиц – женщин, стариков, детей, обычных мирных обывателей, которые просто оказались в неудачное время в неудачном месте – даже если неудачным местом оказалась их собственная квартира.
Трудно просмотреть ленту, не наткнувшись на фотографии чьих-то оторванных конечностей или размозженных черепов. Люди, которые размещают такие снимки, обычно говорят, что ими движет сочувствие к жертвам и негодование против убийц.
Негодования действительно очень много – как и призывов к праведной мести злодеям. Но во всем этом есть, по крайней мере, три странности.
По отношению к родственникам погибших вывешивать на весь интернет фотографии обезображенных тел их близких, по меньшей мере, неделикатно. Как – скажем сдержанно – это неделикатно по отношению к самим мертвым.
Да, бывает необходимо делать такие фотографии как свидетельство, для последующего расследования. Но вывешивать это в интернете на весь мир … это трудно счесть проявлением сочувствия.
Вторая странность – четкая избирательность. Люди, которые с изъявлениями крайней скорби и негодования размещают фотографии жертв одной стороны, никогда не размещают фотографий жертв другой. Тот, кто у кого вся лента залита кровью Волновахи, деликатно проигнорирует аналогичное кровопролитие в Донецке – и наоборот.
Когда человек на всю сеть рыдает о людях, убитых противной стороной, а о людях, убитых его стороной, ничуть не рыдает, и вся его скорбь включается и выключается по патриотическому щелчку – трудно поверить в ее подлинность.
Третья странность – это выводы, которые делаются из этих фотографий. Люди говорят, что извергов-нелюдей, снаряды которых убивают женщин и детей, надо решительно уничтожить. Тогда воцарится мир и все вздохнут спокойно.
Беда тут в том, что ближайшие изверги-нелюди, которые повинны в смерти невинных женщин и детей, находятся прямо перед их мониторами. Потому что невинные женщины и дети были убиты как раз в ходе борьбы с врагами, которую интернет-болельщики так горячо поддерживают.
В самом деле, если неприятель палит по нашим славным воинам из пушек, зная, что в силу низкой прицельности, плохой подготовки и общего беспорядка, помимо воюющих он убьет также случайных женщин и детей (и убивает), то это проклятый фашизм-терроризм, наполняющий наши сердца негодованием и уверенностью, что негодяев, огнем нашей артиллерии, надо отправить прямиком в ад.
Если наши славные воины палят по фашистам-террористам из пушек, зная, что в силу низкой прицельности, плохой подготовки и общего беспорядка, помимо воюющих убьют также случайных женщин и детей (и убивают), то это славное дело, одобряемое святыми Пересветом, Осляблей, князем Александром Невским и (вспомним о европейских ценностях) Жанной д’Арк.
Посмотрите правде в глаза. Боевые действия с применением артиллерии в городской агломерации неизбежно будут приводить к жертвам среди гражданского населения. Особенно, если жизнь гражданских для обеих воюющих сторон является далеко не первым приоритетом.
Одобряя боевые действия, вы неизбежно подписываетесь и под этим их побочным эффектом. Если снаряд «вашей» стороны разносит автобус, вы на это подписывались. Нет, понятно, что вы (как и воюющие) не хотели смерти именно этим людям – но знали, что гибель какого-то числа гражданских неизбежна, и согласились на это.
Давайте обозначим это ясно – любой человек, который одобряет продолжение войны, надеясь на «победный» для его стороны конец, соглашается принести в жертву какое-то число невинных и случайных гражданских.
Вся скорбь по поводу гибели невинных людей выглядят несколько фальшиво со стороны человека, который на эту гибель вполне согласился – лишь бы выиграла его сторона.
Конечно, адепты обеих сторон заявят, что их нельзя уравнивать, что террористы/фашисты убивают гражданских намеренно, а вот наши – случайно и вообще наше дело правое. Но это не меняет того факта, что они а) знают, что в ходе боевых действий их стороны наверняка погибнут случайные гражданские лица; б) готовы такую цену платить.
Да, лично они из пушек не стреляют и вообще благоразумно удаляются от окопов – но обеспечивают тот эмоциональный накал, в котором стрельба становится возможной.
Где-то в интернете я видел замечательную фразу – «ни одна капля не считает себя виновной в потопе». Никто из тех, кто пишет поджигательские комментарии в сети или скандирует патриотические лозунги, не считает себя ответственным за пролитую кровь. Но кровь льется именно потому, что массы людей одобряют ненависть и насилие, и считают их чем-то должным и даже почетным.
Святой Апостол Павел пишет о язычниках: «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32)
Одобрять злые дела, как следует из слов Апостола, еще хуже, чем творить их – творят их иногда под давлением, одобряют добровольно. Призывника гонят на войну под страхом тюрьмы – блогера на войну никто не гонит.
Люди из Москвы, Мюнхена, Парижа, Бостона и других, весьма удаленных от окопов мест, разбивают клавиатуры, воодушевляя сражающихся смело в бой пойти – а потом, когда сражающиеся попадают по гражданским (это неизбежно), разбивают еще клавиатуры, восклицая, что теперь-то надо палить из пушек еще интенсивнее.
Отдельный человек, который принимает решения за себя, не может остановить общее безумие; но он может в нем не участвовать – не быть каплей в потопе, не быть искрой в пожаре. Потом может оказаться, что нас, отдельных людей, не так мало – и на Украине, и в России.
Но для нас, христиан, неважно, оказываемся мы в меньшинстве или в большинстве – мы делаем то, что заповедал Господь. А Он заповедал быть миротворцами и тщательно исполнять заповедь «не убий».