Поклонимся Царю и Богу нашему?

0
602

Многие из нас родились, а некоторые достигли сознательного возраста в то время когда слово «царь» было, по сути, под запретом, а Церковь позиционировалась государственной пропагандой как «последний заповедник дремучих и необразованных людей». Времена изменились – у нас нет царя, но мы поминаем Господа как царя. Нет ли в этом противоречия?

Сегодня уважаются многие вещи, за которые вчера человек был бы просто изгоем общества. Однако сегодня он на коне. Нельзя подстраиваться под политические различные идеи, ведь это действительно, что не на есть предрассудки.

И если говорить о слове “царь”, которое мы употребляем в молитвах, то прежде всего вспомним Священное писание. Первоначально у первых людей царя вообще не было, а Израильское общество управлялось тогда буквально заповедями Господними. Пророки обличали людей и подсказывали, как им жить. Но на определённом этапе люди захотели иметь царя: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1Цар. 8:5). И пророк Самуил укорял их, говоря о том, что у них есть Господь и его заповеди. И все же они настояли: «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1Цар. 8:19-20).

Первоначально царем воспринимался Бог Вседержитель и его власть единодержавна над людьми.

Для чего же людям нужен был царь? Им необходимо было иметь в какой-то степени человека, который был бы образом Божьим, не просто священник на Богослужении. А прежде всего в плане государственного устройства. особенно точно об этом говорит в своей богословской концепции власти христианского императора как образа власти Бога выдающийся церковный писатель и ученый IV века Евсевий Кесарийский. Он особо подробно изложил эту позицию в «Слове василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования» (ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ, Жизнь блаженного василевса Константина. 215–268.). Царя земного Евсевий называет «образом единого Всецаря», т. е. Бога, и в то же время слугою Его, «помощником великого Царя», обращающего людей от идолопоклонства к истинной вере.

И власть царя самодержца всегда воспринималась (и особенно, пожалуй, в русской традиции и народе) как образ власти Царя небесного. Поэтому власть царя русского – это была власть с гигантским наполнением религиозного мотива.

Вспомним хотя бы 4 ноября, когда после Смутного времени на Соборном Земском соборе всей русской земли было принято решение и принесена соборная клятва о том, что преступления против Царской власти Богоустановленной на Русской земле является преступлением и религиозным на последующие время — «Да будет твердо и неразрушимо в предыдущие лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней. И кто станет иное говорить будет извержен из чина своего и отлучен от царства Божьего, потому что царская власть это образ власти Царя Небесного.»

Сегодня у нас иное политическое устройство, но сама идея должна сохраняться. И действительно в русском народе эта идея всегда жива. И всегда глава государства воспринимается не просто как какой-то чиновник, но возлагаются на него большие надежды. Поэтому Бог подлинный Царь и Он Владыка и Вседержитель Вселенной. Поэтому мы так и говорим в наших молитвах, особенно политических.

Яковлев Евгений, участник проекта “Молодежный информационно-аналитический центр “Медиана”

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии